Слышим людей. Служим Белгородчине. Принимаем законы на благо земляков

Председатель комитета по бюджету, финансам и налоговой политике Николай Незнамов ответил на вопросы читателей информагентства "Бел.Ру"

Онлайн-конференция была посвящена бюджету Белгородской области на 2012 год (принятому в первом чтении на 11-м заседании областной Думы) и актуальным вопросам бюджетной политики Белгородской области.

Также интервью можно посмотреть на сайте ИА «Бел.Ру».

1. Знает ли наша власть о том, какие вопросы население считает важными, а какие нет? Другими словами – на основании чего вы принимаете законы и выделяете деньги в бюджете? (Dmitri)

Николай Незнамов: Я так полагаю, что если мы говорим о создании солидарного общества, правового государства, то очень сложно ранжировать вопросы по важности. Для какого-то человека самым важным будет то, что у него, например, нет воды в доме, для другого важнейший вопрос – положение России на мировой арене и т. д. Я так полагаю, что вопросы в этом случае не надо сортировать на важные и менее важные.

Безусловно, депутаты и исполнительная власть практически знают весь перечень вопросов, волнующих наших граждан. Откуда? Во-первых, люди пишут и обращаются к власти и делают это не только от выборов к выборам, а регулярно. Эти обращения получает губернатор, руководство Думы, местная власть. Люди ходят на приёмы к депутатам, чиновникам и тоже говорят о своих проблемах. В конце концов, как бы ни критиковали СМИ, особенно телевидение, – и есть за что критиковать – оно освещает и насущные проблемы граждан. Поэтому перечень вопросов, беспокоящих наших людей, власти известен.

Другое дело, какие возможности есть у власти, для того, чтобы быстро решать эти вопросы и выстраивать приоритеты – с чего начать сегодня, а что можно отложить на будущее: строить ли объездную дорогу вокруг Белгорода и подождать с ремонтом в пригороде или наоборот. Это как раз и есть политический выбор власти. И вот эта приоритетность и отражает существо политической деятельности власти на поле социально-экономического развития. Поэтому, конечно, есть люди, которые не довольны, что их вопросы не решаются в первую очередь. Но, поверьте, действующая сегодня власть хорошо информирована о проблемах. Поэтому в области создан целый ряд серьёзных программ, часть которых исполнена и исполняется, может, какая-то часть исполняется пока не очень хорошо. Но власть о проблемах знает. И на основе этого мы и стараемся принимать законы, которые, может, на взгляд некоторых людей или групп людей выглядят непродуманными или даже несправедливыми. Хотя очень сложно рассуждать – что такое справедливость, удовлетворяющая всех. Здесь стоит вспомнить известное выражение «Dura lex, sed lex» – «Закон суров, но он закон». Никакой закон никогда не устраивал абсолютно всех.

11.JPG

2. Может ли Дума сделать бюджет области по-настоящему прозрачным? Ведь рядовому человеку узнать – сколько будет за счёт бюджета построено дорог, детских садов или отремонтировано дворов – очень сложно. (ANNA)

Николай Незнамов: Мне хотелось бы сказать, что бюджет и так, в принципе, прозрачен. Нет никаких документов или приложений к бюджету с грифом «совершенно секретно» или «для служебного пользования». Всё, что можно, печатается и выкладывается в электронном виде. Но, поверьте мне, в бюджете не одна сотня страниц с приложениями и таблицами. Даже экономически грамотному человеку и то подчас трудно разобраться в бюджетной классификации.

Могу согласиться, что власти можно выбрать наиболее болевые точки и разъяснить их так, чтобы было понятно для простого человека, может быть, информации, действительно, не хватает. Вот, например, есть сейчас у нас Дорожный фонд. И мы сегодня небывалую сумму – 15 млрд рублей – израсходуем на дорожное строительство, это порядка 500 млн долларов, никогда такого не бывало – ни в советское время, ни позже. Где эти деньги? Конечно, можно зайти на сайт Упрдора и посмотреть там, куда эти деньги идут. По любому подряду на строительство или ремонт сегодня разыгрывается тендер, он проводится публично, существуют электронные торги. Достаточно прозрачна и стоимость, например, километра дороги. Поэтому я не могу сказать, что бюджет носит закрытый характер. Но, видимо, надо нам подумать, как в течение года больше рассказывать про распределение бюджетных средств.

3. Часто упоминается о том, что бюджет во многом формируется исходя из прогнозов социально-экономического развития области. Как Вы его оцениваете, насколько по-вашему этот прогноз реалистичен? (Олег)

Корр: И смежный вопрос – учтён ли в этом прогнозе возможный кризис? Также наш читатель (Александр из Белгорода) спрашивает:

4. Когда грянул кризис 2008 года, бюджет Белгородской области «просел» из-за высокой зависимости от металлургического комплекса. Что-то может кормить нашу область, кроме металлургии и АПК?

Николай Незнамов: Любые прогнозы – дело неблагодарное. Вспомним метеорологов, у которых в арсенале есть масса научных инструментов, они могут более-менее точно сформировать краткосрочный прогноз, в среднесрочном – ошибаются, а в долгосрочном – ещё чаще. Это очень сложный вопрос, хотя писали прогноз социально-экономического развития области очень грамотные специалисты. И, если обратиться к последнему заседанию Думы, на котором он был представлен, вы видите, что по нему не было ни одного вопроса. Это не потому, что депутаты безучастны, а потому, что он был подготовлен очень профессионально и грамотно. И, тем не менее, люди, которые его готовили, обладают не полным объёмом данных, чтобы сказать – вот так и будет, потому что эти данные находятся за пределами Белгородской области, за пределами России. Поэтому сказать насколько этот прогноз сбудется – очень сложно. 

И у нас всегда есть второй – пессимистический вариант развития событий. Есть он у нас и на случай кризиса. Будет кризис или нет – человека, который точно мог бы это сказать, я не знаю. Но, конечно, любой эксперт, специалист сейчас может сказать, что, да, предпосылки к этому есть.

И где в этом случае у нас в области есть уязвимые места? Прошлый кризис показал, что очень тяжелый удар был нанесён по металлургическому комплексу области, спрос на его продукцию сократился, на неё упала цена, и мы недополучили огромные деньги по налогу на прибыль, бюджет «просел» на 7–9 млрд. рублей. Сегодня такой зависимости у нас нет. Потому что область готовилась много лет к тому, чтобы диверсифицировать экономику. И поэтому сейчас у нас, например, агропромышленный комплекс уже вышел на бюджетную составляющую, которая вполне сопоставима с горно-металлургическим комплексом. Малый и средний бизнес занял в бюджете уже почти четверть доходов. То есть, диверсификация частично состоялась.

Мы, конечно, не можем сказать: металлургии найдена полная замена, но мы уже не попадём в критическое состояние, когда нужно будет взять ручку и беспощадно черкать расходную часть бюджета. Вы знаете, у нас хороший проект бюджета на 2012 год, поэтому, если будет кризис, я не думаю, что бюджет претерпит знаковые изменения. Да, будут корректировки, но не будет коллапса. Может, какие-то программы придётся «ужать» – то же дорожное строительство, ремонт учреждений бюджетной сферы, например. Но все социальные обязательства власти в любом случае будут выполнены.

12.JPG 13.JPG

5. Корр: Вы назвали АПК и малый бизнес, а есть ли другие точки роста в региональной экономике?

Николай Незнамов: Есть. Ну, сначала хочу сказать, что АПК и дальше будет развиваться. Мы сейчас производим 1 млн 150 тыс. тонн мяса в год, а планируем производить порядка 1,5 млн тонн, то есть с ростом почти на 50 %. Вместе с тем, мы продолжаем совершенствовать перерабатывающую промышленность. Вы посмотрите, чего добилась наша кондитерская фабрика «Славянка» – сейчас это уже несколько производств, которые производят и продают свыше 100 тыс. тонн кондитерских изделий. Это самое крупное объединение в Европе. Мы продолжаем реконструкцию и другой пищевой промышленности: расширяем ассортимент, повышаем качество и объём продукции.

И обращу ваше внимание на машиностроение. Вы знаете, в стране на ближайшие 10 лет планируется выделить порядка 20 триллионов рублей на обороноспособность. Вот это сигнал для машиностроителей. И наши машиностроительные предприятия должны найти в этой нише своё место. И сегодня идёт поиск контактов – как «вмонтироваться» в этот заказ. Это очень серьёзный рынок, это реальная возможность реанимации машиностроительного комплекса.

Что касается малого бизнеса, он, конечно, в последнее время развился существенно, но, если сравнить с общемировыми показателями, мы, конечно, от них далеки. Эту сферу надо дальше поддерживать и развивать. И, конечно, инновации – здесь непаханное поле, как для среднего, так и для крупного бизнеса. Это стратегическое направление, которое начинает развиваться. Доля интеллектуального продукта в нашем общем валовом продукте пока невысока, и нужно над этим работать – её повышать.

6. Николай Викторович, планируется ли за счёт бюджета области снижение нагрузки от налогов и иных сборов на  малый бизнес? Снижения сборов с 36 до 30 % , конечно, подспорье, но погоды не сделает. (Алексей)

Николай Незнамов: Действительно, маловато снижение. Спор – каким должен быть этот показатель – может быть бесконечным, в зависимости от того, сколько будет экспертов и кем они будут «заряжены». Моё личное мнение – единый социальный налог – высоковат. Вот, например, Карл Маркс, если отбросить политическую подоплёку, талантливый учёный, открыл такой закон расширенного воспроизводства. Согласно ему надо понимать простую вещь: у предприятия можно взять столько, сколько можно взять. Иначе начнётся стагнация – предприятие не будет технически перевооружаться, фонды будут стареть. Об этом, кстати, справедливо говорят и оппоненты власти. Но они говорят это, когда им выгодно: когда речь идёт о бизнесе, говорят – надо понижать, а когда приходят к пенсионерам, говорят – надо бы повысить.

Я не могу считать своё мнение истиной в последней инстанции, но по моим подсчётам, сборы должны быть 25–27% и не более, чтобы закон расширенного воспроизводства выполнялся. На областном уровне мы, к сожалению, мало, что можем сделать в этом направлении.

И ещё есть вопрос в этой связи: как варьируется налог для малого, среднего, крупного бизнеса. Но, чем больше мы бизнес расслаиваем и даём кому-то определённые преференции, тем больше мутим воду. Исключением могут стать отраслевые производства: одно дело – качать нефть и совсем другое – высокоинтеллектуальный труд.

7. Сейчас много говорят о модернизации здравоохранения, образования. Какие суммы на это заложены в бюджете? Как финансируются эти программы модернизации «сверху», и к какому результату мы придём? (Сергей Н.)

Николай Незнамов: Выделяются суммы беспрецедентные для России, для нашей области – это миллиарды рублей. Но я бы хотел в этой связи отметить, что у меня складывается впечатление, что модернизацию здравоохранения многие поняли как исключительно техническое перевооружение, укрепление материально-технической базы. А модернизация, о которой говорит руководство страны, это совсем иное. Первое – это серьёзное реформирование системы медицинского страхования. Говорим об этом давно, но пока не добились главной цели. Человек, который застрахован, должен иметь право выбора, придти в любое медицинское учреждение, и за ним должны прийти страховщики, а не страховщики должны делить каким-то образом деньги по больницам.

Нужна и реформа системы оплаты труда, а не просто её повышение. Хорошо работающая медицинская бригада, которая пользуется спросом у населения, должна получать, например, процент от предоставленных услуг.

И, наконец, если мы серьёзно не вложимся в повышение квалификации наших врачей и не перенесём центр тяжести на диагностирование, своевременное выявление болезней, то будем «палить» деньги и не сможем противостоять разрушению здоровья наших граждан. Мы будем лечить уже больных.

А много денег или мало? Вот, оппозиция говорит: надо ещё добавлять. Ну, у оппозиции – удобная позиция, они говорят, что надо везде увеличивать: и медицине добавлять, и армии добавлять... Я вижу в этой сфере серьёзное увеличение финансирования, я бы даже сказал – прорыв. Давайте посмотрим, как эти деньги начнут работать. Ведь есть и другая опасность: когда не хватает денег – плохо. А когда их много – они часто неэффективно тратятся.

8. Уважаемый Николай Викторович, не кажется ли Вам рост социального блока расходов в бюджете популистской мерой? (Николай Ш.)

Николай Незнамов: Лично моё мнение частично совпадает с этим. Коснёмся мирового опыта: всё, что сейчас происходит в Греции, Португалии и ряде других стран – это во многом последствия не совсем экономически оправданной социальной политики. Желание тех, кто идёт на выборы или достигает власти каким-то образом поддержать свою популярность, привлекательность, часто даёт старт необоснованным для экономики этой страны социальным программам. И тогда начинают прибегать к заимствованиям. Всё это прикрывается хорошими психологическими и идеологическими факторами. Мол, общество надо балансировать, объединять. И при этом объединение некоторые понимают очень просто: забрать и поделить. И начинается рост очень негативных процессов. Растёт иждивенчество, человек уже не винит в своих бедах, например, невозможности найти подходящую работу, себя, свою некомпетентность и т. д., но считает, что ему должны заплатить, дать, застраховать и прочее. А у других пропадает мотивация к активному труду. Это очень тонкая грань, за которой начинаются такого рода негативные процессы. И я – как председатель бюджетного комитета и как депутат – иногда вынужден пояснять некоторые непопулярные принимаемые меры.

С другой стороны – действительно, есть люди, которым, бесспорно, надо помогать. Но, возьмём такой пример – низкий размер детских пособий. Сейчас он составляет порядка 250 рублей. 400 тысяч детей в нашей области получают эти пособия. Если мы поднимем их на 100 рублей, это ничего не изменит – та же мизерная сумма. А если довести их до тысячи, то придётся отдавать треть бюджета, что, понятно, невозможно. Как быть? На мой взгляд – очень просто: надо провести определённую работу и понять, что очень многие нормально обеспеченные семьи не будут получать эти пособия. Нужно платить тем, кто реально в этом нуждается, у нас сейчас за чертой бедности – меньше 20 % населения. Таким образом, останется около 80 тысяч детей. И уже для них можно сделать эти пособия более существенными. Вот в чём суть этой политики, а не в простом увеличении.

9. В последнее время Дума сильно «продвинулась» в Сети. Появился новый сайт, свой блог в Твиттере, не раз звучало, что будут выкладываться в Интернет для публичного обсуждения проекты законов. Депутаты как-то лично присутствуют в интернет-пространстве? Вы, например, не планируете завести свой блог в Твиттере или ЖЖ? (cap_31)

Николай Незнамов: У меня личного сайта нет, есть сайт банка, который я возглавляю, есть информация на сайте Думы. Но я подумываю этим делом заняться. Интернет – это очень удобное и действительно практически свободное пространство (пусть не до конца, но во многом – свободное).

И я здесь не соглашусь с теми, кто брюзжит – вот, в Сети много чего не так: и по-хамски, и дерзко, и необъективно, и чуть ли не давайте привлекать за это к суду…

Я считаю, не надо этого бояться. Этим надо переболеть. И нет ничего страшного, что кто-то в Интернете сказал что-то с юмором, а может, и со злостью. Сегодня же нет закона, что на каждое такое слово я должен как-то реагировать и должен идти в прокуратуру. Это было бы хуже, тогда мы могли бы по всей стране вести сплошные разбирательства. Высказывания в Сети – дело совести каждого. Нравственность и культура должна формироваться и взращиваться в обществе в целом, но даже в самом культурном обществе найдётся пара людей невежественных. В общем, я подумаю над тем, чтобы как-то лично присутствовать в Сети.


Ссылки по теме

Юрий Клепиков: губернаторская ипотека действует до 1 июля 2024 года
20 апреля 2023

Юрий Клепиков: губернаторская ипотека действует до 1 июля 2024 года

Доходы областного бюджета на 2023 год увеличились на 17,8 млрд рублей, а расходы – почти на 20 млрд рублей
20 апреля 2023

Доходы областного бюджета на 2023 год увеличились на 17,8 млрд рублей, а расходы – почти на 20 млрд рублей

Губернаторскую ипотеку планируют продлить до 1 июля 2024 года
18 апреля 2023

Губернаторскую ипотеку планируют продлить до 1 июля 2024 года

Думские комитеты рассмотрели изменения в бюджет области на 2023 год и на плановый период 2024-2025 годов
18 апреля 2023

Думские комитеты рассмотрели изменения в бюджет области на 2023 год и на плановый период 2024-2025 годов

Показать ещё