Наталия Полуянова: мы должны обеспечить условия, чтобы введение второго иностранного языка было комфортным для ребёнка

27 Ноября 2018

Сегодня в Центре молодёжных инициатив состоялся круглый стол, организованный Общественной палатой региона и посвящённый обсуждению введения второго иностранного языка в школах Белгородчины. В заседании приняли участие первый заместитель председателя областной Думы Наталия Полуянова, Уполномоченный по правам человека в регионе Александр Панин, председатель Общественной палаты области Александр Ахтырский, заместитель начальника управления образовательной политики департамента образования области Виктория Алексеева, руководители образовательных учреждений, учителя, члены Общественной палаты.

Как известно, второй иностранный язык входит в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и является обязательным для изучения. Подробно вопрос о том, как следует вводить в школах региона второй иняз и какие проблемы при этом возникают, обсуждался в начале ноября на заседании Общественного совета при департаменте образования.

«По новым образовательным стандартам  второй иностранный должен преподаваться во всех школах, с 5 по 9 классы. Однако с введением второго иностранного языка возникает много проблем. У всех школ разные возможности и ресурсы. В ряде белгородских школ его уже преподают несколько лет. Ряд школ не располагает учебно-методической базой и профессиональными кадрами, и затрудняется в их поиске – особенно в сельской местности», – начал обсуждение Александр Ахтырский.

Как отметила Наталия Полуянова, введение второго иностранного языка как обязательного предмета – «тема важная и непростая». «70% школ региона уже перешли на изучение второго иностранного языка. Сегодня надо говорить о правильности и корректности реализации этого направления внутри субъекта Российской Федерации, а это зависит от нас. Именно у нас в руках механизмы, способы, рычаги для введения второго иностранного языка. Вообще образовательная политика – это вещь достаточно тонкая, и к ней надо относиться весьма бережно. Потому что те решения, которые мы принимаем, отражаются на наших детях. Что значит – вводим второй язык? Это значит, что школы должны быть обеспечены достаточным количеством методического материала, должны быть переподготовлены и приняты в соответствующем количестве учителя, если их не хватает. Образовательную политику формулирует и формирует регион. Формирует в части исполнения, а это крайне важно», – сказала Наталия Владимировна.

Наталия Полуянова подчеркнула, что сейчас распространяются всевозможные домыслы, за счёт каких предметов будет вводиться второй иностранный язык. «От нас зависит, за счёт чего этот час будет вводиться. Здесь огромная роль департамента образования. Надо проанализировать ситуацию и принять решение – одно, рекомендательное для всей области: если вводить, то вводить за счёт чего….», – считает первый вице-спикер облдумы.

На вопросы участников круглого стола «зачем обсуждать, когда введение второго иняза обязательно для всех школ», Наталия Владимировна возразила: «Наше мнение на федеральном уровне должно быть услышано. Мы должны обеспечить условия, чтобы введение второго иностранного языка было комфортным для ребёнка. Вместе с этим, введение должно быть грамотным и по отношению к учительскому сообществу, и к учебному плану. Поэтому нам надо выходить на федеральный уровень: и писать, и говорить, и обращаться».

По мнению председателя комиссии по информационной политике и развитию массовых коммуникаций Общественной палаты региона, генерального директора Издательского дома «Мир Белогорья» Олега Шевцова, сегодня складывается непростая ситуация с изучением основного иностранного языка – выпускники школ в большинстве своём не знают английского языка.

«Сколько человек из присутствующих здесь имели пятёрки в аттестате по иностранному языку и могут сейчас перейти на английский язык? Я могу продолжить своё выступление на английском языке и достаточно свободно говорить на нём. Я имел пятёрку по английскому языку в аттестате в школе и в вузе. После окончания вуза я поехал в иностранную поездку – первую в своей жизни туристическую поездку – и не смог спросить у полицейского, как доехать на автобусе до зоопарка. Не смог задать самый примитивный вопрос. В этом году ко мне пришли 50 студентов первого курса факультета журналистики (прим.: Олег Шевцов преподаёт на факультете журналистики НИУ «БелГУ»), это студенты-гуманитарии, это хорошие дети с хорошими оценками, высокими баллами по ЕГЭ. Поскольку почти весь понятийный аппарат современной коммуникативистики построен на англицизмах, я пишу на доске студентам слово на английском языке, но его могут перевести два-три человека. Дело даже не в перегрузке школьников. Дело в том, как мы преподаём. Достаточно ли часов выделяется на первый иностранный язык? На сегодняшний день у нас с этим большие проблемы», – убеждён Олег Леонидович.

«Я сейчас свободно владею разговорным английским только потому, что нанял репетитора после окончания вуза. Потому что стыдно не знать ни одного иностранного языка. И мне кажется, это не очень правильно, когда я своему племяннику-второкласснику нанимаю репетитора, потому что хочу, чтобы он знал  английский язык. Даже не потому что он отстаёт, я хочу, чтобы он его знал, а не получил пятёрку в аттестате. Зачастую, к сожалению, это вовсе не синонимы, это совершенно разные вещи, – сказал он и добавил: – Введение второго иностранного языка, за исключением профильных школ, нас ни к чему хорошему не приведёт. А приведёт только к ухудшению ситуации с основным иностранным языком».

Поделился своей точкой зрения и учитель английского языка средней школы №11 города Белгорода Андрей Федотов. Он сообщил, что 11-я школа включилась в реализацию процесса внедрения второго иняза: «Мы ввели второй иностранный язык, но час немецкого языка в пятом классе мы ввели за счёт сокращения английского языка до двух часов. Программа, безусловно, сложная. Мы говорим об обязательном предмете – английском языке – в ЕГЭ в 2021 году, но, тем не менее, мы обязаны обучать детей английскому языку всего два раза в неделю по огромной программе. Что касается восьмого класса, мы ввели второй иностранный язык за счёт сокращения часа физкультуры. Но я считаю, что так быть не должно, потому что не должны страдать здоровье и двигательная активность ребят. Мы просим предоставить нам возможность вывести второй иностранный язык во внеурочную деятельность. Пусть школа будет обязана ввести второй иняз, но дети смогут изучать его по желанию. Это было бы актуально и для детей, и для педагогов, чтобы как раз работать не во вред».

С вариантом вынесения второго иностранного языка во внеурочную деятельность согласился Александр Панин: «Если задать прямой вопрос: «Вы хотите, чтобы выпускники наших школ владели двумя иностранными языками?», а ты скажешь: «Нет», то ты ретроград, консерватор. Казалось бы, очевидный вопрос, который требует очевидного ответа. Но он не очевидный. И мы должны выражать обеспокоенность как общественность. Данный вопрос я поднимал на Координационном совете уполномоченных по правам человека с участием Министра просвещения Ольги Васильевой. Был дан ответ: «Конечно, мы ставим задачей, чтобы государственный стандарт осваивался всеми образовательными учреждениями, и сделаем всё, чтобы ни одно образовательное учреждение не выпало из освоения этого стандарта. Мы хотим, чтобы наша обеспокоенность была изложена в Общественной палате РФ и чтобы эти сигналы дошли до Министерства просвещения. Я уже внёс предложение, чтобы внедрение второго иностранного языка было факультативным, а не обязательным. Чтобы решение об освоении стандарта было вариативным, а не директивным».

Наталия Полуянова подчеркнула, что важно выработать единый для всего региона механизм по изучению второго иняза, определить методику, как он будет преподаваться, как педагог найдёт подход к ребёнку. «А то, что второй иностранный язык должен быть в формате факультатива, я полностью поддерживаю это предложение», – заключила она.

По итогам обсуждения Общественная палата Белгородской области примет решение, включив в него предложения и замечания, прозвучавшие на круглом столе. «Мы донесём до Общественной палаты России наше мнение. В этом и есть роль общественности, чтобы собраться и донести наше мнение до министра», – заверил Александр Ахтырский.


Связанная фотогалерея: Наталия Полуянова: «Мы должны обеспечить условия, чтобы введение второго иностранного языка было комфортным для ребёнка»

Ссылки по теме:







Популярное