11 ноября состоялось заседание Общественного совета при департаменте образования Белгородской области.
В заседании приняли участие председатель Белгородской областной Думы Василий Потрясаев, первый заместитель председателя Белгородской областной Думы Александр Скляров, заместитель Губернатора области Сергей Боженов, руководители образовательных учреждений области, представители учреждений образования и науки, общественных организаций региона.
С информацией об основных мероприятиях по созданию образовательных комплексов, организации их функционирования и ликвидации выступила ректор ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования» Елена Тишина.
Елена Георгиевна озвучила возможные варианты таких комплексов – это могут быть объединения школы и дошкольной организации, школы и организации дополнительного образования, школы и другой школы, а также их комбинации.
По её словам, создание образовательных комплексов позволит сформировать крупные сильные образовательные организации, осуществлять плавный переход от одной ступени образования к другой, а каждому обучающемуся даст возможность выбора индивидуальную образовательную траекторию. При этом, формирование комплексов – порядок организации, финансирования образовательных комплексов различного уровня, как и само понятие «образовательный комплекс» – потребует нормативно-правового определения и закрепления как в федеральном законодательстве, так и на региональном уровне, в «Законе об образовании в Белгородской области».
Заведующий кафедрой дошкольного и начального образования «Белгородского института развития образования» Лариса Серых сказала о том, что при создании образовательных комплексов необходимо будет учесть организацию необходимой среды для обучения и развития детей с особыми потребностями – предоставление им психолого-педагогической, медицинской, социальной помощи.
Лариса Викторовна отметила, что создание образовательных комплексов в регионе может послужить толчком для развития потенциала, способностей и интеллекта одарённых детей, создать условия для их дальнейшего профессионального образования на территории Белгородской области, чтобы одарённые способные дети не уезжали учиться в другие регионы. А в целом, образовательный комплекс может стать тем инкубатором, в котором будут апробироваться современные образовательные программы, учитывающие региональные приоритеты развития и воспитания детей, направленные на сохранение и укрепление здоровья.
Василий Потрясаев поинтересовался мнением директоров школ – как они оценивают перспективы создания и работу уже действующих комплексов.
Директор белгородского Лицея № 32 Николай Перестенко сказал, что к идее создания школ-комплексов относится положительно: «Я считаю, что благодаря этому произойдёт выравнивание качества образования в городе, так как такие комплексы помогут поднять «слабые» школы, это лучше всего делается с помощью объединения».
Директор Лицея № 3 Старооскольского городского округа Валентина Котарева рассказала об опыте объединения на базе лицея Старооскольской основной общеобразовательной школы № 1, детского сада «Теремок» и Центра детского и юношеского технического творчества и отметила, что объединение кадрового потенциала, материально-технической базы дало положительный результат и принесло пользу детям.
В свою очередь, Василий Николаевич сказал о том, что предпосылки создания образовательных комплексов должны созреть: комплексы должны соответствовать шаговой доступности, быть обеспечены в достаточном количестве профессиональным преподавательским составом, а также должно учитываться желание родителей и вопросы объединения материально-технической базы.
Заместитель Губернатора Сергей Боженов высказал мнение о необходимости апробации модели образовательного комплекса в области: «Нам надо создать несколько проектных точек, на которых возможно реализовать эти условия».
Сергей Андреевич затронул вопрос о перспективах ликвидации двухсменного образования и создания школы XXI века, и напомнил слова Губернатора области о том, что к образовательной функции школы необходимо добавить ещё две – здоровьеукрепляющую и воспитательную.
Именно здоровье школьников и стало другим вопросом заседания. Члены Общественного совета обсудили целесообразность введения обязательного изучения второго иностранного языка в общеобразовательных организациях Белгородской области, начиная с пятого класса.
Начальник отдела общего образования управления общего, дошкольного и дополнительного образования департамента образования области Галина Извекова рассказала, что к изучению второго обязательного языка в 2015/2016 учебном году из 539 общеобразовательных организаций области изучение второго иностранного языка, немецкого или французского, организовано только в шести образовательных организациях для 1 300 обучающихся, что составляет 0,9 % от общего числа. Это школы, обладающие определённым потенциалом и традициями по обучению иностранным языкам и функционирующие в режиме шестидневной учебной недели.
Галина Николаевна предложила изучить мнение родителей учеников, изучающих два иностранных языка, о необходимости изучения второго предмета, в том числе, с учётом рисков физического и психического переутомления школьников.
Василий Николаевич подчеркнул, что проанализировать результат изучения второго иностранного языка, безусловно, необходимо: «На первом месте должно быть не изучение второго иностранного языка, а здоровье детей, занятие физической культурой, спортом, и учить второй язык в пятом классе без практики – это дополнительно потраченное время, утомляемость и психическая нагрузка».
В результате дискуссии Общественный совет пришёл к выводу, что введение второго иностранного языка приведёт к перегрузке обучающихся и нарушению прав родителей на выбор образовательной программы, а введение его изучения в отдельных общеобразовательных организациях должно быть при условии согласия родителей и строгого контроля за соблюдением образовательной нагрузки со стороны уполномоченных органов.