Слышим людей. Служим Белгородчине. Принимаем законы на благо земляков

Белгородские депутаты о законе об упрощении регистрации политических партий: если общество такой закон хотело – оно должно его получить

Закон об упрощении регистрации политических партий вступил в силу. Согласно ему сокращается минимальная численность членов партий, необходимая для их регистрации, с нынешних 40 тысяч до 500 человек. Кроме того, отменяются действующие сейчас требования к минимальной численности партии в её региональных отделениях, однако они должны быть образованы не менее чем в половине субъектов Российской Федерации.

Законом также запрещается ликвидировать партии в связи с их «недостаточной численностью». Вместе с тем оговаривается, что политическая партия, не принимавшая в течение семи (а сейчас – пяти) лет подряд участия в выборах, подлежит ликвидации.

Белгородские депутаты, комментируя новый закон, в целом оценивают его положительно, но при этом отмечают и ряд сложностей, связанных с последствиями его принятия.

«У меня неоднозначное отношение к этому закону, говорит председатель комитета по законодательству и вопросам местного самоуправления Юрий Селивёрстов. – С одной стороны, я прекрасно понимаю, что в нормальном демократическом государстве с развитой парламентской культурой не должно быть искусственных барьеров по созданию и действию различных партий. И в этом смысле данный законопроект, конечно, вписывается в рамки развитого демократического общества. С другой стороны очень свежи в памяти события 90-х годов, когда партий было множество, и когда мы шли на выборы, нам для голосования выдавали бюллетени размером, если не с простыню, то с хорошее полотенце и, конечно, разобраться в представительстве партий было необычайно сложно. И риск вернуться к этой ситуации, к сожалению, велик».

Эту точку зрения высказывает и заместитель председателя комитета по безопасности, связям с общественными организациями и СМИ Николай Шаталов. Он, одобряя  в общем положения закона,  замечает, что определённая в нём минимальная численность партий должна быть выше:

«Благодаря нововведениям, политические силы, которые ещё вчера назывались несистемными, имеют возможность прийти в политику и реализовываться на равных уровнях, – говорит депутат, – я приветствую тот факт, что сейчас открыта возможность для обсуждения того, по каким правилам будет вестись дальнейшая политическая деятельность.

Однако считаю предложенную цифру 500 человек недостаточной, опасаюсь, что это приведёт к появлению безответственных партий, которые могут отстаивать интересы олигархов, или приведет к появлению парадоксальных партий, типа «любителей пива». Кроме того, может появиться огромное количество коммерческих партий, партий, которые ориентированы на одного человека и заинтересованные в личном пиаре, а не в реальном представительстве общественных интересов.

Считаю, что для участия в выборах федерального уровня ценз мог бы быть более высоким, чем 500 человек».

Вместе с тем, председатель комитета по законодательству Юрий Селивёрстов говорит о том, что есть возможность, если не избежать подобной ситуации, то держать её под контролем:

«Очень правильно, что закон был принят после завершения очередного избирательного цикла, – отмечает Юрий Селивёрстов.– У нас впереди ещё 5 лет до следующих выборов в Госдуму. И за 5 лет мы сможем опробовать эту систему с наименьшими рисками на местных выборах, сможем убедиться либо в положительных, либо в отрицательных моментах этого законопроекта».

Что же касается конкретно выборов в органы местного самоуправления, которые пройдут в Белгородской области уже осенью этого года, то Юрий Селивёрстов считает, что новый закон не окажет на них существенного влияния:

«Все вновь образованные партии, – говорит Юрий Иванович, – формируются на федеральном уровне, вокруг человека или группы людей, которые решили заявить о себе, как о некой политической силе, и пока этот процесс дойдёт до региона, пройдёт очень много времени.

И мы же знаем, что любая избирательная кампания требует серьёзного финансового и организационного ресурса. Требует не лозунгов, а конкретных действий, по которым избиратели могли бы судить о той или иной партии. Поэтому просто так придти, увидеть и победить, я думаю, ни у кого не получится».

В целом депутат делает вывод о том, что «в течение ближайших 5 лет мы придём к номинальной многопартийности с большим количеством зарегистрированных партий, но к фактическому участию в избирательных процессах 7–10 партий».

«Реально к 7 могут прибавиться 3–4, максимум 5 партий, которые активно будут участвовать в избирательных кампаниях всех уровней, – замечает депутат, – остальные будут должны проходить через процесс укрупнения, процесс слияния, то есть то, что мы видели в конце 90-х – начале 2000-х годов».

Но главным гарантом защиты общества от возможной политической неразберихи Юрий Селивёрстов считает его гражданскую зрелость:

«Я считаю, что такая либеральная политика в отношении политических партий возможна только в зрелом гражданском обществе. То есть, где граждане сами могут отсеять всё наносное, что придёт с этим законом, и оставить 5–7, может быть, 10 партий, которые пользуются поддержкой, как на местном, так и на региональном и федеральном уровне.

Такой закон нужен, и, если общество его хотело, оно должно его получить. А реализация этого закона будет зависеть уже от каждого из нас», – резюмирует Юрий Иванович.

Схожее мнение по поводу нового закона высказал и председатель комитета по бюджету, финансам и налоговой политике Николай Незнамов:

«Решение в целом положительно, – говорит депутат, – поскольку это серьёзный шаг к тому, чтобы дать возможность людям, у которых есть общие интересы, объединяться в партии, движения и занимать своё место в политической жизни общества. И чем меньше ограничений, тем больше шансов, что партии смогут в ней участвовать. Ведь, чем больше мы ограничиваем их, чем сложнее механизм, тем больше возможностей снять партию с регистрации или аннулировать позже «неугодную» партию, которая, может быть и будет пользоваться авторитетом у населения. Так что всё, что связано с упрощением системы, я приветствую».

Также депутат разделяет убеждение о том, что нововведение не сделает политическую систему хаотичной: сильные партии выживут, в том числе и за счёт слияний, а слабые будут вынуждены уйти с политической арены:

«Не надо ориентироваться на то, что «всё замусорится», – сначала, может, будут тысячи, но пойдёт нормальный процесс, и структуры будут объединяться. А если амбиции заставят какую-то партию действовать самостоятельно, то, ведь, если она не будет пользоваться авторитетом у населения, то она не выживет, за неё просто не будут голосовать».

Показать ещё