О деятельности Белгородской областной Думы за 2018 год

В 2018 году Белгородской областной Думой шестого созыва проведено 9 заседаний областной Думы, 9 заседаний Совета областной Думы.

Всего было принято 114 законов Белгородской области (перечень прилагается), поддержано 37 проектов федеральных законов (перечень прилагается), на должности мировых судей назначено 24 человека.

Также в соответствии с федеральным и областным законодательством в 2018 году областной Думой были заслушаны отчёт Губернатора Белгородской области Савченко Е.С. о результатах деятельности Правительства Белгородской области в 2017 году; отчёт начальника Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области Умнова В.П. о состоянии оперативной обстановки в Белгородской области и результатах деятельности Управления в 2017 году; доклад Уполномоченного по правам человека в Белгородской области Панина А.Г. о соблюдении прав человека в Белгородской области за 2017 год; годовой отчёт председателя Контрольно-счётной палаты Белгородской области Звертаева Н.А. о деятельности Контрольно-счётной палаты Белгородской области за 2017 год и результатах проведённых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» на заседаниях комитетов рассмотрены информация руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Белгородской области (Росздравнадзор) Дунаева В.Л. о деятельности Территориального органа; информация начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Белгородской области Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Коваленко В.В. о деятельности отдела; информация начальника отдела лицензирования, ведения государственного реестра опасных производственных объектов, нормативного и программного обеспечения Верхне-Донского управления Ростехнадзора по Белгородской области Макаренко Р.П. о деятельности Верхне-Донского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Белгородской области; информация начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Белгородской области Видашева И.И. о деятельности Управления.

В рамках заседаний областной Думы проведено 7 депутатских часов на темы:

– «Применение энергосберегающих технологий при проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Белгородской области»,

– «Об итогах года экологии в Белгородской области»,

– «О практике работы органов государственной власти и местного самоуправления Белгородской области с бесхозяйными объектами»,

– «Об организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков Белгородской области в 2018 году»,

– «Об итогах выборов в муниципальных образованиях Белгородской области и дополнительных выборов в Белгородскую областную Думу шестого созыва»,

– «О реализации мероприятий, направленных на охрану здоровья населения Белгородской области в рамках регионального проекта «Управление здоровьем»,

– «О ходе реализации закона Белгородской области от 30.06.2016 № 87 «О промышленной политике в Белгородской области».

Вносимые на заседания областной Думы вопросы предварительно рассматривались в профильных комитетах.

В течение отчётного периода комитетами областной Думы проведено 68 заседаний с участием субъектов права законодательной инициативы и их представителей, а также представителей Администрации Губернатора области, Правительства области, прокуратуры области, органов местного самоуправления.

Комитетами областной Думы осуществлялось взаимодействие с комитетами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и законодательными органами власти субъектов Российской Федерации. Члены комитетов всесторонне обсуждали проекты федеральных законов, поступившие из Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, направленные для представления отзывов, замечаний, поправок, а также обращения субъектов Российской Федерации.

Кроме того, руководство областной Думы и члены комитетов принимали участие в мероприятиях, проводимых Федеральным Собранием Российской Федерации, где обсуждались актуальные для социально-экономического развития России и её субъектов темы и законодательные инициативы. По приглашению Председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Макарова В.С. посетили с официальным визитом Законодательное Собрание, где подписали Соглашение о сотрудничестве.

Большое внимание в отчётный период уделялось работе по исполнению наказов избирателей, данных депутатам областной Думы шестого созыва. Из 782 наказов, принятых к исполнению до 2018 года, выполнено 695 (89%).

Кроме того, рассмотрено 372 обращения граждан, поступивших в Белгородскую областную Думу, и 2163 обращения, поступивших в ходе личных приёмов, проводимых депутатами в муниципальных образованиях области.

Депутаты регулярно проводили встречи с избирателями в муниципальных районах и городских округах области (в том числе в рамках проведения Дня депутата), участвовали в рабочих группах, депутатских часах и других областных и муниципальных мероприятиях.

За отчётный период в комитетах областной Думы рассмотрено 296 вопросов.

В соответствии с распределением по сферам деятельности комитетов можно отметить следующие наиболее значимые вопросы, рассмотренные на заседаниях комитетов в отчётный период.

Комитет областной Думы по законодательству и местному самоуправлению

Комитетом проведено 8 заседаний, в ходе которых рассмотрено 50 вопросов, из них 32 законопроекта Белгородской области (30 являются профильными, из которых 11 подготовлено в целях приведения законов области в соответствие с федеральным законодательством), 5 проектов федеральных законов, 1 обращение, поступившее из Республики Адыгея.

К числу наиболее значимых законов Белгородской области, проекты которых рассматривались комитетом, можно отнести:

«О внесении изменения в статью 21 закона Белгородской области «Об установлении границ муниципальных образований и наделении их статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района», предусматривающий включение в границы Малотроицкого сельского поселения Чернянского района вновь образованного населённого пункта – хутора «Сукмановка». В феврале 2018 г. комитет рассмотрел ходатайство Правительства области об определении статуса вновь образованного населённого пункта в муниципальном районе «Чернянский район» Белгородской области – хутор и о выявлении мнения населения о присвоении ему наименования «Сукмановка». Было принято решение определить статус вновь образованного населённого пункта – хутор, а по результатам опроса выявлено положительное мнение населения о присвоении ему наименования «Сукмановка». В результате проведённой Росреестром экспертизы Правительство Российской Федерации приняло распоряжение о присвоении наименования хутору «Сукмановка». На основании распоряжения и принят закон области;

– в апреле 2018 г. приняты законы Белгородской области, направленные на преобразование муниципальных районов (Алексеевский, Валуйский, Грайворонский, Новооскольский, Шебекинский и Яковлевский районы) путём объединения поселений, входящих в их состав, и наделения вновь образованных муниципальных образований статусом городского округа (субъекты права законодательной инициативы – органы местного самоуправления);

«О внесении изменений в статьи 94 и 94.1 Избирательного кодекса Белгородской области».

Законом к распределению депутатских мандатов в представительные органы муниципальных образований допускаются зарегистрированные списки кандидатов, каждый из которых получил 3 и более процента голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу;

«О регулировании отдельных вопросов деятельности российского казачества на территории Белгородской области».

Законом закрепляются полномочия органов государственной власти Белгородской области в сфере деятельности российского казачества на территории области, а также основные направления развития российского казачества на территории области;

«О регулировании на территории Белгородской области отдельных вопросов деятельности старост сельских населённых пунктов».

Законом вводится институт старост, способствующий взаимодействию органов местного самоуправления и жителей села при решении вопросов местного значения;

«О внесении изменений в статью 2 закона Белгородской области     «Об оказании юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно на территории Белгородской области».

Закон регулирует предоставление бесплатной юридической помощи по отдельным вопросам многодетным и неполным семьям по защите прав их несовершеннолетних детей; беременным женщинам и матерям детей до трёх лет в вопросах, касающихся трудового законодательства и нарушения прав со стороны работодателей; недавно освобождённым из мест лишения свободы лицам при отказе в приёме на работу и в оформлении на бирже труда.

В целом рассмотренные на заседаниях комитета законопроекты направлены на совершенствование организации государственной и муниципальной службы на территории Белгородской области, местного самоуправления, приведение в соответствие с федеральным законодательством Избирательного кодекса области, усовершенствование Устава области и другое.

В соответствии с действующим законодательством к полномочиям областной Думы относится утверждение одной трети состава Общественной палаты Белгородской области (15 человек). Комитетом были рассмотрены представленные документы кандидатов в члены Общественной палаты области. По результатам рассмотрения комитет рекомендовал областной Думе утвердить в состав Общественной палаты Белгородской области 15 кандидатов.

Комитет областной Думы по бюджету и финансам

Комитетом проведено 8 заседаний, в ходе которых рассмотрено 42 вопроса, из них 34 законопроекта Белгородской области (все законопроекты являются профильными, из них 13 подготовлено в целях приведения законов области в соответствие с федеральным законодательством), 1 проект федерального закона.

К числу наиболее значимых законов Белгородской области, проекты которых рассматривались комитетом, можно отнести:

«Об исполнении областного бюджета за 2017 год»;

«О внесении изменений в закон Белгородской области «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (в течение   2018 года изменения в закон области вносились 6 раз);

«Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и   2021 годов».

Законами утверждены основные характеристики областного бюджета;

«Об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Белгородской области за 2017 год»;

«О внесении изменений в закон Белгородской области «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Белгородской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»;

«О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Белгородской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

Законами утверждены основные характеристики бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Белгородской области;

«О внесении изменений в статьи 2 и 3 закона Белгородской области «О транспортном налоге».

Законом упрощён порядок предоставления налоговых льгот физическим лицам по транспортному налогу. Налогоплательщики – физические лица, имеющие право на налоговые льготы, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе (но не обязаны) представлять документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу;

«О внесении изменения в статью 1 закона Белгородской области «О транспортном налоге».

С целью недопущения снижения гарантий социальной защиты граждан в процессе совершенствования пенсионной системы Российской Федерации законом освобождены лица, достигшие возраста: женщины – 55 лет и мужчины – 60 лет, от уплаты транспортного налога в отношении одного транспортного средства (на усмотрение владельца) с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно, а с мощностью двигателя от 100 л.с. до 150 л.с. установлена льготная ставка – 10 рублей с каждой лошадиной силы.

В процессе работы над законопроектами комитет взаимодействовал с органами исполнительной власти области, более тесное взаимодействие комитет осуществлял с департаментом финансов и бюджетной политики области.

Комитет областной Думы по агропромышленному комплексу и земельным отношениям

Комитетом проведено 4 заседания, в ходе которых рассмотрено 7 вопросов, из них 4 законопроекта Белгородской области (2 являются профильными, из них 1 законопроект «О внесении изменения в статью 3 закона Белгородской области «Об установлении выкупной цены при продаже земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности» подготовлен в целях приведения закона области в соответствие с федеральным законодательством), 1 проект федерального закона.

Законы Белгородской области, проекты которых рассматривались комитетом в соответствии с профильным направлением:

«О внесении изменения в статью 3 закона Белгородской области    «Об установлении выкупной цены при продаже земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности».

Учитывая, что у органов государственной власти субъектов Российской Федерации отсутствовали полномочия по определению порядка оплаты земельных участков, находящихся в собственности Белгородской области или государственная собственность на которые не разграничена, а также выявлено неполное соответствие предмету регулирования действующего закона, законом исключена соответствующая норма;

«О внесении изменений в статью 2 закона Белгородской области «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов».

Законом дополнена существующая норма закона критериями, выполнение которых необходимо для предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду юридическому лицу без проведения торгов для развития жилищного строительства на территории Белгородской области.

В перечень дополнений к существующим критериям вошли:

– строительство жилых домов общей совокупной площадью жилых помещений не менее 1000 кв. м. на территории двух и более муниципальных образований Белгородской области в соответствии с утверждённой государственной программой;

– не менее 50 процентов жилых помещений в построенных жилых домах должно быть передано гражданам по цене, не превышающей показатель средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения на территории Белгородской области, устанавливаемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на дату предоставления земельного участка.

Также законом дополнен перечень инвестиционных проектов, для реализации которых земельные участки предоставляются без проведения торгов по распоряжению Губернатора области, инвестиционными проектами, реализуемыми на территории опережающего социально-экономического развития их резидентами в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития.

Кроме того, в соответствии с поручением рабочей группы по изучению проблемных вопросов бизнес-сообщества в сфере земельных отношений, связанных с кадастровой оценкой земельных участков, комитетом в отчётном периоде рассмотрен вопрос о подготовке к проведению государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Белгородской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (информация первого заместителя начальника департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области – начальника управления государственного имущества и организационной работы Выродовой Ю.Н.).

Также была рассмотрена информация о проводимой в 2018 году и планируемой к проведению в 2019 году работе по кадастровой оценке объектов недвижимости на территории Белгородской области (информация директора ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Белгородской области» Чуевой Н.И.).

По итогам рассмотрения ответственным структурам рекомендовано продолжить разъяснительную работу в части проведения государственной кадастровой оценки и работу по информационному сопровождению проведения государственной кадастровой оценки.

Комитет областной Думы по экономике, промышленности и предпринимательству

Комитетом проведено 7 заседаний, в ходе которых рассмотрено 26 вопросов, из них 12 законопроектов Белгородской области (3 являются профильными, из них 1 законопроект «О внесении изменения в статью 3 закона Белгородской области «О промышленной политике в Белгородской области» подготовлен в целях приведения закона области в соответствие с федеральным законодательством), 6 проектов федеральных законов.

Законы Белгородской области, проекты которых рассматривались комитетом в соответствии с профильным направлением:

«О внесении изменения в статью 1 закона Белгородской области «О регулировании отдельных отношений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Законом областное государственное бюджетное учреждение «Белгородский информационный фонд», подведомственное Администрации Губернатора Белгородской области, наделяется полномочием по присоединению к единой системе мониторинга транспорта Белгородской области;

«О внесении изменений в закон Белгородской области «Об инновационной деятельности и инновационной политике на территории Белгородской области».

Законом установлено, что информация об инновационной деятельности и ходе реализации концепции инновационной политики Белгородской области ежегодно представляется в составе сводного годового доклада о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Белгородской области;

«О внесении изменения в статью 3 закона Белгородской области  «О промышленной политике в Белгородской области».

В связи с введением Федеральным законом «О промышленной политике в Российской Федерации» понятий «промышленный технопарк» и «технологическая инфраструктура» законом указано, что к полномочиям Правительства области в сфере промышленной политики помимо полномочия по установлению дополнительных требований к требованиям, установленным на федеральном уровне, к индустриальным (промышленным) паркам, управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков, промышленным кластерам, специализированным организациям промышленных кластеров в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленного производства за счёт имущества и средств областного бюджета, относится полномочие по установлению таких дополнительных требований также и к промышленным технопаркам и управляющим компаниям промышленных технопарков.

В процессе работы над законопроектами комитет взаимодействовал с органами исполнительной власти области. Учитывая важность и значимость проблем, возникающих в сфере экономики, промышленности и предпринимательства, комитет осуществлял тесное взаимодействие с департаментом экономического развития области.

Кроме того, в соответствии с поручением рабочей группы по изучению проблемных вопросов бизнес-сообщества в сфере земельных отношений, связанных с кадастровой оценкой земельных участков, комитетом в отчётном периоде рассмотрен вопрос о подготовке к проведению государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Белгородской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (информация первого заместителя начальника департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области – начальника управления государственного имущества и организационной работы Выродовой Ю.Н.).

Также была рассмотрена информация о проводимой в 2018 году и планируемой к проведению в 2019 году работе по кадастровой оценке объектов недвижимости на территории Белгородской области (информация директора ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Белгородской области» Чуевой Н.И.).

По итогам рассмотрения ответственным структурам рекомендовано продолжить разъяснительную работу в части проведения государственной кадастровой оценки и работу по информационному сопровождению проведения государственной кадастровой оценки.

Комитет областной Думы по здравоохранению и социальной политике

Комитетом проведено 8 заседаний, в ходе которых рассмотрено 43 вопроса, из них 21 законопроект Белгородской области (16 являются профильными, из которых 10 подготовлено в целях приведения законов области в соответствие с федеральным законодательством), 9 проектов федеральных законов, 1 обращение, поступившее из Астраханской области, 1 информация руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Белгородской области (Росздравнадзор) Дунаева В.Л. о деятельности Территориального органа.

К числу наиболее значимых законов Белгородской области, проекты которых рассматривались комитетом, можно отнести:

«О внесении изменения в статью 1 закона Белгородской области «О наделении органов местного самоуправления полномочиями по организации предоставления и предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан».

Данный закон наделил органы местного самоуправления полномочием по назначению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка гражданам, имеющим право на её получение;

«О внесении изменений в закон Белгородской области «О системе защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений в Белгородской области» и закон Белгородской области   «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав».

Законом дополнился перечень основных задач органов государственной власти и местного самоуправления в сфере защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений задачей по пресечению случаев склонения несовершеннолетних к суицидальным действиям. Аналогичная норма внесена в отношении комиссии по делам несовершеннолетних в Белгородской области;

«О внесении изменения в статью 38 Социального кодекса Белгородской области».

Данным законом установлено, что правом на бесплатный проезд на городском, пригородном транспорте, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учёбы в порядке, определяемом Правительством Белгородской области, наделяются лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счёт средств бюджета Белгородской области или бюджетов муниципальных образований Белгородской области;

«О внесении изменения в статью 2 закона Белгородской области «О приёмной семье».

Законом внесены изменения в части увеличения размера вознаграждения, причитающегося приёмным родителям, на первого ребёнка, взятого на воспитание в семью, с 5965 рублей в месяц до 6200 рублей.

Увеличение размера вознаграждения позволяет увеличить количество детей, передаваемых на воспитание в приёмные семьи;

«О внесении изменений в закон Белгородской области «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области».

Данный закон дополнил закон области новой статьёй, устанавливающей ответственность за неисполнение постановлений или представлений комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Рассмотрение административных дел указанной категории возложено на мировых судей, возбуждение административных дел – на председателей комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

«О внесении изменений в статьи 5 и 6 закона Белгородской области «О порядке осуществления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Законом конкретизирован перечень действий, квалифицируемых как намеренное ухудшение жилищных условий:

– отчуждение имеющегося в собственности граждан и (или) членов их семей жилого помещения либо его доли (за исключением случаев исполнения решения суда);

– обмен, мена жилыми помещениями, приведшие к ухудшению жилищных условий (за исключением случаев исполнения решения суда);

– перевод пригодного для проживания жилого помещения (части жилого помещения) в нежилое;

– регистрация по новому месту жительства, если до совершения данного действия гражданин не являлся нуждающимся в жилых помещениях;

– невыполнение условий договора социального найма, найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, повлекшее выселение гражданина (граждан) в судебном порядке;

– вселение заявителем в занимаемое им жилое помещение любых лиц (за исключением детей, супругов, а также родителей супругов, нуждающихся в соответствии с медицинским заключением в уходе);

– изменение порядка пользования жилым помещением путём заключения заявителем c гражданином – собственником жилого помещения договора найма принадлежащего ему жилого помещения (части жилого помещения) после вселения собственником в принадлежащее ему жилое помещение заявителя в качестве члена своей семьи.

Кроме того, закон дополнен положением о том, что в случае расторжения брака между гражданами, принятыми на учёт в составе одной семьи, или вступления в брак детей, совместно проживавших до вступления в брак с принятыми на учёт гражданами, они исключаются из членов семьи гражданина, принятых на учёт в составе одной семьи, и отдельно принимаются на учёт новой датой, согласно поданному заявлению, за исключением случаев обеспечения жилыми помещениями по договорам социального найма вне очереди;

«О внесении изменений в закон Белгородской области «О регулировании отдельных вопросов организации социального обслуживания в Белгородской области».

Указанный закон дополнил перечень социальных услуг, предоставляемых детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья:

– предоставление транспорта для транспортировки в учреждения с целью консультирования, лечения, обучения, участия в культурных мероприятиях;

– осуществление помощи при медико-социальной адаптации и реабилитации;

– психотерапевтическая помощь;

– логопедическая помощь;

– социально-педагогический патронаж;

«О внесении изменений в Социальный кодекс Белгородской области».

Данным законом увеличены размеры социальных выплат на 2019 год льготной категории граждан Белгородской области: ветеранам труда и военной службы, труженикам тыла, реабилитированным лицам, лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, выплата лицам, родившимся в период с 22 июня 1923 года по 3 сентября 1945 года (Дети войны), ежемесячные пособия гражданам, имеющим детей, пособия на детей одиноких матерей и на детей из многодетных семей, на детей-инвалидов и детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, на детей-инвалидов одиноких матерей, ежемесячное пособие инвалидам боевых действий 1 группы, а также членам семей военнослужащих и сотрудников, погибших при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей в районах боевых действий, ежемесячное пособие инвалидам боевых действий 2 группы, ежемесячное пособие вдовам погибших (умерших) ветеранов подразделений особого риска.

В целом рассмотренные на заседаниях комитета законопроекты направлены на совершенствование социальной политики и здравоохранения в интересах жителей Белгородской области, повышение уровня их благосостояния.

В процессе работы над законопроектами комитет взаимодействовал с органами исполнительной власти области, более тесное взаимодействие комитет осуществлял с департаментом здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области.

Кроме того, в отчётный период депутаты особое внимание уделяли контролю решения вопросов, связанных с качеством оказания медицинской помощи и предоставления услуг в сфере социальной защиты населения Белгородской области.

Так, в апреле 2018 года на заседании комитета была заслушана сводная информация начальника отдела по работе с пожилыми гражданами и инвалидами управления социальной защиты населения области Борщёвой Е.А. о результатах реализации мероприятий по обеспечению доступности инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам инфраструктуры на территории Белгородской области.   

В мае первый заместитель начальника департамента здравоохранения и социальной защиты населения области Крылова Л.С. и главный врач ОГБУЗ «Ровеньская центральная районная больница» Курбанисмаилов Д.К. довели до сведения депутатов информацию о ходе выполнения мероприятий, направленных на повышение качества оказания медицинской помощи в районной больнице.

По инициативе председателя комитета Куликовского В.Ф. в ноябре 2018 года на заседании комитета с информацией «Об оказании высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) населению в лечебно-профилактических учреждениях Белгородской области: достижения, проблемы и перспективы её развития» выступили заместитель начальника департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области Николаева И.В. и руководители областных лечебных учреждений: Чефранова Ж.Ю. – главный врач ОГБУЗ «Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа», Бондарев А.В. – главный врач ОГБУЗ «Городская больница № 2 города Белгорода», Проценко Р.В. – главный врач ОГБУЗ «Детская областная клиническая больница», Шаманов А.В. – главный врач ОГБУЗ «Белгородский онкологический диспансер». По результатам рассмотрения информации в областном бюджете на эти цели были выделены дополнительно 82 млн. рублей на 2019 год.

В декабре 2018 года первый заместитель начальника департамента здравоохранения и социальной защиты населения области Крылова Л.С. представила развёрнутую информацию об обращениях граждан Белгородской области, связанных с вопросами в сфере здравоохранения.

По всем рассматриваемым вопросам даны рекомендации соответствующим службам.

Также в 2018 году комитетом были рассмотрены списки многодетных матерей (175 человек), представленные в областную Думу Губернатором Белгородской области Савченко Е.С. для согласования награждения почётным знаком Белгородской области «Материнская слава». Награждение многодетных матерей было согласовано областной Думой с учётом рекомендаций комитета.

Комитет областной Думы по образованию, молодёжной политике и средствам массовой информации

Комитетом проведено 6 заседаний, в ходе которых рассмотрено 16 вопросов, из них 4 законопроекта Белгородской области (2 являются профильными), 3 проекта федеральных законов.

Законы Белгородской области, проекты которых рассматривались комитетом в соответствии с профильным направлением:

«О внесении изменений в статьи 2 и 12 закона Белгородской области «О поддержке молодёжи в Белгородской области» и статью 4 закона Белгородской области «О регулировании отдельных вопросов организации социального обслуживания в Белгородской области».

Закон уравнивает понятия «добровольчество» и «волонтёрство», сделав их тождественными друг другу. Кроме того, перечень условий, которые создаются органами исполнительной власти для развития добровольчества среди молодёжи (содействие созданию центров добровольчества, реализация комплекса мер по информированию молодёжи и иные), а также меры поддержки добровольцам (предоставление областных грантов, передача во владение и пользование имущества Белгородской области, информационная и консультационная поддержка), осуществляющим деятельность в сфере социального обслуживания, распространились и на волонтёров;

«О внесении изменений в закон Белгородской области «О государственной поддержке талантливой молодёжи».

Закон корректирует понятие «талантливая молодёжь», уточняя, что талантливой молодёжью признаются лица в возрасте до 30 лет, проживающие на территории Белгородской области, проявляющие выдающиеся способности и добивающиеся высоких результатов в области науки, техники, образования, культуры, искусства и спорта. Кроме того, вводится понятие «коллектив талантливой молодёжи» – это группа талантливых молодых людей, объединившихся на основе общности интересов с целью совместного развития своих творческих способностей и совместного достижения высоких результатов в области науки, техники, образования, культуры, искусства и спорта, и уточняется перечень мер государственной поддержки талантливой молодёжи. Помимо присуждения ежегодных стипендий талантливой молодёжи присуждаются и ежегодные премии, гранты. Расширился перечень мероприятий, которые организуются и проводятся в рамках поддержки талантливой молодёжи (например: учёба, фестивали, конференции, форумы и т.д.).

В целом рассмотренные на заседаниях комитета законопроекты направлены на совершенствование образования, молодёжной политики, работы с общественными организациями и средствами массовой информации.

В процессе работы над законопроектами комитет взаимодействовал с органами исполнительной власти области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Белгородской области.

Кроме того, в отчётный период комитет направил обращение в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации с просьбой о возможности выделения вузам средств из федеральной казны на реализацию государственной программы «Доступная среда». Это связано с тем, что реализация на практике требований по созданию безбарьерной среды в высших учебных заведениях сталкивается с рядом сложностей, недостаточное финансирование затрудняет обеспечение беспрепятственного доступа для студентов-инвалидов к вузам, что делает получение высшего образования для них проблематичным.

В июне 2018 года комитет рассмотрел вопрос о введении в вузах региона дополнительного предмета «Этика и психология семейной жизни». Введение такого предмета в высших учебных заведениях области поможет укреплению института семьи. Целью курса «Этика и психология семейной жизни» является формирование представлений о семье, её значении в жизни человека, готовности к вступлению в брак и воспитанию будущих детей, уважительного отношения к семье, её духовным ценностям, выработка у обучающихся таких качеств, как умение понимать состояние и проблемы другого человека, прощать мелкие недостатки, устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми, быть терпеливыми.

Комитет областной Думы по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту и связи

Комитетом проведено 8 заседаний, в ходе которых рассмотрено 37 вопросов, из них 15 законопроектов Белгородской области (13 являются профильными, из которых 8 подготовлено в целях приведения законов области в соответствие с федеральным законодательством), 7 проектов федеральных законов, 1 обращение, поступившее из Республики Адыгея, 2 протеста прокурора Белгородской области.

К числу наиболее значимых законов Белгородской области, проекты которых рассматривались комитетом, можно отнести:

«О внесении изменений в закон Белгородской области «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Белгородской области».

Закон закрепил за Правительством области полномочия по установлению:

‒ порядка согласования установления или изменения муниципального или межмуниципального маршрута регулярных перевозок, имеющих два и более общих остановочных пункта с ранее установленным соответственно муниципальным или межмуниципальным маршрутом регулярных перевозок;

‒ порядка определения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества, которым свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок в междугородном сообщении и карты соответствующих маршрутов выдаются без проведения открытого конкурса в случаях, предусмотренных федеральным законом;

«О внесении изменения в статью 4 закона Белгородской области «О создании системы финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Белгородской области».

Закон установил трёхмесячный срок (взамен одного), по истечении которого возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, включённом в региональную программу капитального ремонта;

«О внесении изменений в статью 2 закона Белгородской области     «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Белгородской области».

Закон дополнил случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство, пунктами:

‒ строительства, реконструкции самотечных сетей (коллекторов) канализации внутренним диаметром до 300 миллиметров включительно, напорных сетей (коллекторов) канализации внутренним диаметром менее 300 миллиметров, канализационных насосных станций, локальных очистных сооружений, предназначенных для отведения и очистки сточных вод от двух и более объектов капитального строительства, расположенных в микрорайонах индивидуальной жилой застройки;

‒ строительства, реконструкции водопроводов с внутренним диаметром водопроводных сетей менее 300 миллиметров, водонапорных башен, резервуаров чистой воды, водозаборных скважин, станций водоподготовки, станций очистки, водопроводных насосных станций (повысительных, 1-го подъёма, 2-го подъёма), предназначенных для водоснабжения двух и более объектов капитального строительства, расположенных в микрорайонах индивидуальной жилой застройки;

‒ строительства или реконструкции проездов, подъездных и вдольтрассовых автомобильных дорог;

‒ строительства элементов обустройства (дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения и другие), автомобильных дорог регионального, межмуниципального, местного значения, улично-дорожной сети населённых пунктов.

В процессе работы над законопроектами комитет взаимодействовал с органами исполнительной власти области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Белгородской области и другими организациями.

Также на заседании комитета рассмотрены и частично поддержаны 2 протеста прокурора Белгородской области; рассмотрена информация о реализации подпрограммы «Обращение с твёрдыми коммунальными отходами на территории Белгородской области» государственной программы «Развитие водного и лесного хозяйства Белгородской области, охрана окружающей среды», источниках её финансирования, а также едином тарифе на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами».

Комитет областной Думы по природопользованию и экологии

Комитетом проведено 4 заседания, в ходе которых рассмотрено 8 вопросов, из них 1 законопроект Белгородской области, 2 проекта федеральных законов, 2 информации о деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Белгородской области:

– о деятельности отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Белгородской области Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству  (информация Коваленко В.В. – начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Белгородской области Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству);

– о деятельности Верхне-Донского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Белгородской области (информация Макаренко Р.П. – начальника   отдела   лицензирования,   ведения государственного реестра опасных производственных объектов, нормативного и программного обеспечения Верхне-Донского управления Ростехнадзора по Белгородской области).

По итогам рассмотрения высказаны рекомендации в адрес территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Кроме того, на заседании комитета рассмотрен вопрос «О нарушениях в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения Белгородской области в местах выгула собак».

Депутаты отметили, что владельцы выгуливают собак без намордников и поводков в местах скопления людей, парках и дворах, зачастую пренебрегая элементарными правилами безопасности и благоустройства, что создаёт опасность для окружающих людей и пагубно влияет на санитарное состояние парков, скверов и пешеходных дорожек, при этом ответственности за это не несут.

По результатам рассмотрения вопроса на заседаниях комитета и областной Думы депутаты областной Думы обратились к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Правительству Российской Федерации по вопросу упорядочивания общественных отношений, возникающих при повседневном взаимодействии людей с домашними животными.

Результатом данного обращения стало ускорение принятия Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», положения которого регулируют в необходимой мере выше обозначенные проблемы.

Комитет областной Думы по безопасности

Комитетом проведено 8 заседаний, в ходе которых рассмотрено 53 вопроса, из них 16 законопроектов Белгородской области (14 являются профильными, из которых 7 подготовлено в целях приведения законов области в соответствие с федеральным законодательством), 24 вопроса о назначении на должности мировых судей, 4 проекта федеральных законов, 1 обращение, поступившее из Архангельской области, 1 информация начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Белгородской области Видашева И.И. о деятельности Управления.

К числу наиболее значимых законов Белгородской области, проекты которых рассматривались комитетом, можно отнести:

«О внесении изменения в статью 5 закона Белгородской области «О реализации на территории Белгородской области положений Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка».

Закон закрепил за органами государственной власти и органами местного самоуправления Белгородской области право осуществлять личное страхование народных дружинников на период их участия во всех мероприятиях по охране общественного порядка.

До принятия закона личное страхование народных дружинников предусматривалось на период их участия только в мероприятиях, проводимых органами внутренних дел или иными правоохранительными органами;

«О внесении изменений в закон Белгородской области «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области».

Закон области был дополнен новой статьёй, устанавливающей ответственность за неисполнение постановлений или представлений комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

До принятия закона имелись факты игнорирования гражданами, должностными и юридическими лицами предъявленных комиссией требований, либо давались формальные отписки по исполнению требований комиссии.

«О внесении изменений в закон Белгородской области «О системе защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений в Белгородской области» и статью 9 закона Белгородской области «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав».

Законом области территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав наделены новым полномочием, а именно – принятие решений в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях совершения ими в присутствии несовершеннолетнего противоправных и (или) антиобщественных действий, оказывающих отрицательное влияние на поведение несовершеннолетнего, о проведении разъяснительной работы по вопросу о недопустимости совершения действий, ставших основанием для применения меры воздействия, и правовых последствиях их совершения;

­– «О внесении изменений в закон Белгородской области «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области».

Законом установлена административная ответственность за неисполнение решений антитеррористических комиссий муниципальных образований Белгородской области.

В процессе работы над законопроектами комитет взаимодействовал с органами исполнительной власти области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Белгородской области и другими организациями.

При рассмотрении внесённых проектов законов области по профилю комитета в 2018 году были созданы следующие рабочие группы:

– в феврале 2018 года для обсуждения положений проекта закона Белгородской области «О внесении изменений в закон Белгородской области    «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области» (в части установления ответственности за непредставление сведений в региональный кадастр отходов) была создана рабочая группа во главе с заместителем председателя Белгородской областной Думы Литвиновым С.А.

Состоялось три заседания рабочей группы. По итогам проведённой работы законопроект был отозван субъектом права законодательный инициативы;

– в октябре с целью рассмотрения предложений депутата Белгородской областной Думы Барщука И.В. о внесении изменений в действующее законодательство в части возложения на частные организации с массовым пребыванием людей обязанности по созданию подразделений собственной пожарной охраны, постоянно присутствующих в таких организациях, была создана рабочая группа во главе с заместителем председателя Белгородской областной Думы Литвиновым С.А.

В результате проведённой работы подготовлен проект федерального закона, который по решению комитета направлен в Совет законодателей при Федеральном Собрании Российской Федерации для рассмотрения;

– в декабре с целью обсуждения проекта Порядка заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов (в том числе валежника) для собственных нужд на территории Белгородской области была создана рабочая группа во главе с заместителем председателя Белгородской областной Думы Литвиновым С.А.

По итогам работы проект Порядка доработан и принят в редакции предложенной рабочей группой (упрощена процедура сбора гражданами валежника).

Кроме того, в рамках исполнения протоколов поручений, данных председателем Белгородской областной Думы Потрясаевым В.Н., на заседаниях комитета заслушивались информации:

‒ «О порядке регистрации и снятия с учёта транспортных средств в Белгородской области» (информация Толстого О.В. – заместителя начальника УГИБДД УМВД России по Белгородской области);

‒ «Об обеспечении безопасности государственной границы, проходящей по территории Белгородской области» (информация Мантулина О.В. – секретаря Совета безопасности Белгородской области).

Комитет областной Думы по культуре и спорту

Комитетом проведено 4 заседания, в ходе которых рассмотрено 9 вопросов, из них 5 законопроектов Белгородской области (2 являются профильными и подготовлены в целях приведения областных законов в соответствие с федеральным законодательством), 1 обращение, поступившее из Нижегородской области.

Наиболее значимый закон, проект которого рассмотрен комитетом, «О внесении изменений в закон Белгородской области «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Белгородской области».

Законом скорректированы полномочия органов государственной власти области в отношении зон охраны объектов культурного наследия. Вместо полномочия   по   утверждению   границ данных зон закреплено полномочие по принятию решения об установлении, изменении границ указанных зон, а также решения о прекращении их существования.

Кроме того, из областного закона исключено право устанавливать порядок утверждения особых режимов использования земель в границах территорий зон охраны объектов культурного наследия, поскольку правовое регулирование использования таких земель осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

В целях согласования закона области с федеральным законодательством внесено изменение в части указания, что объект культурного наследия может быть предоставлен в безвозмездное пользование, в том числе государственным или муниципальным образовательным организациям и научным организациям, являющимся учреждениями.

В процессе работы над законопроектами комитет взаимодействовал с органами исполнительной власти области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Белгородской области.

Комитет областной Думы по Регламенту и депутатской этике

Комитетом проведено 3 заседания, в ходе которых рассмотрено 5 вопросов.

Согласно Регламенту Белгородской областной Думы к ведению комитета областной Думы по Регламенту и депутатской этике относятся вопросы внесения изменений и дополнений в Регламент областной Думы, соблюдения депутатами областной Думы норм действующего законодательства, касающихся их статуса, в том числе неисполнения депутатами областной Думы обязанности присутствовать на заседаниях областной Думы, заседаниях её комитетов (комиссий), а также вопросы депутатской этики.

Наиболее значимый вопрос, рассмотренный на заседании комитета, «О внесении изменений в Регламент Белгородской областной Думы».

Внесённые изменения определяют количество первых заместителей председателя областной Думы, порядок избрания первых заместителей председателя областной Думы и заместителей председателя областной Думы.

Кроме того, председатель комитета, члены комитета принимали активное участие при рассмотрении проектов законов Белгородской области «Об исполнении областного бюджета за 2017 год», «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» и в обсуждении информаций о деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Белгородской области.

В целом намеченные областной Думой планы по созданию благоприятных условий для социально-экономического развития региона, улучшению качества жизни людей, проживающих на территории Белгородской области, в отчётном периоде в основном выполнены. Вся деятельность депутатского корпуса   строилась на   основе   открытости, всестороннего и коллективного обсуждения законодательных инициатив, тщательного изучения и максимально эффективного решения проблемных вопросов избирателей. Белгородская областная Дума и дальше будет способствовать развитию региона, укреплению авторитета Белгородской области, реализации, а также защите прав и свобод жителей области.


Приложения к отчету о деятельности Белгородской областной Думы за 2018 год:

Законы Белгородской области, принятые Белгородской областной Думой в 2018 году

Проекты федеральных законов, поддержанные Белгородской областной Думой в 2018 году